КРУЖЕВА НА КОКЛЮШКАХ ПО-ПРИМОРСКИ

 

     Приморские кружева на коклюшках не столь известны, как, скажем, Вологодские, но, возможно, благодаря этому, именно наши кружева станут для ценителей настоящим открытием. Они отличаются от классических льняных кружев. Во-первых, чаще всего это цветное кружево. Классические Вологодские, Елецкие и Кировские кружева обычно белые, черные, серые (натурального льняного цвета).

Изредка в плетение добавляется красная нить, но в целом, многоцветие не наблюдается.

У нас, во Владивостоке, цветовые гаммы могут поспорить с оптимизмом художников-импрессионистов. Иногда это сложные многоуровневые цветовые градации, иногда - просто разбивка на листья-зелень, цветочки-цветные. 

   Такое безудержное цветастое веселье стало возможным из-за дефицита в Приморье льняных нитей для плетения кружев. Так как коклюшки - не наш исконный промысел, никто и не волновался снабдить местных немногочисленных кружевниц необходимым матриалом. И тогда мы стали плести из того, что было на рынке. Хлопок, швейные натуральные нити и натуральный шелк. Тема монохромности отошла на дальний план. 

   Собственно, вторая особенность Приморских кружев так же вытекает из факта дефицита льна: наши кружева - тонкие. Иногда - тончайшие. Льняная нить легка в работе, не разматывается, ее толщина всегда одинакова и привычна. Местным же кружевницам пришлось освоить и непослушный шелк и легкие швейные нитки, и мулине (если уж совсем печаль, а руки тоскуют по коклюшкам). В годы Перестройки активно плели из хирургического шелка. Тогда иметь в знакомых доктора-хирурга было несказанной удачей! Этот шелк капризен в стирке, сильно садится, с ним нужно обращаться исключительно бережно, но это НАТУРАЛЬНЫЙ ШЕЛК! И он толще вышивального в 5-10 раз. Сейчас, когда врачи перестали пользоваться такими нитками, а на рынке появилось много заменителей, изделия из подобных ниток стали антикварной редкостью. Уверена, что в скором времени подобные кружева практически исчезнут в музейных запасниках и сундуках коллекционеров. 

   Третье отличие наших кружев - особая техника плетения не требует последующего крахмаления. К слову сказать, большинство льняных изделий так же не нуждаются в крахмалении, поскольку лен - довольно жесткая нить сама по себе. Нам же пришлось выработать особую технологию, чтобы изделия, даже такие тонюсенькие, держали форму. 

 

продолжение следует...